Ключики к сознанию и организму (асаны)

Индуистическая и Буддийская традиции ушли немного поглубже в детали. То есть они разбили большие ритуалы на составные элементы и именно их практиковали. Это с одной стороны хорошо, добавляется больше знаний в нашу “копилку”, но с другой стороны, зачастую углубляясь в частности, мы иногда теряем целостность. Практикуя отдельные элементы НИКОГДА нельзя терять ПОЛНУЮ картину.

Далее приведу некоторые ключики к вашему сознанию и организму. Но, надо не забывать – всё необходимо делать с УМОМ! Любая легкомысленность и глупость будет очень строго наказываться и вы многое потеряете. Так что в первую очередь берём в руки свой УМ и ДУШУ. Только тогда можно будет приступать к практике. Без этого, даже не начинайте.

Здесь я даю вам поверхностную информацию и далеко не всего. Если найдёте что-то очень нужным и интересным, продолжайте изучать!  Книжки, видео и интернет – вам в помощь.

Асаны

Учёные во всем мире изучают воздействие йоги на организм человека. Очень интересное исследование было сделано венгерским врачом Белом, о том, как влияет занятие йогой на нервную систему.

Он пришёл к выводу, что некоторые асаны (позы) и пранаяма (дыхание) были связаны с определёнными внутренними органами, эндокринными железами и психологическими состояниями.

Что такое Йога? “Хатха йога Прадипика” определяет йогу как – “Единение ума и тела”.

В древние времена хатха-йога практиковалась в течение многих лет в качестве подготовки к достижению более высоких состояний сознания. Дальше следуют цитаты из этой книжки, написанную йогом Сватмарама, с комментариями Свами Сатьянанда и Свами Муктибодхананда Сарасвати.

Шлока 17. Асана как первая стадия хатха-йоги

«Об асане прежде всего говорят как о первой части хатха-йоги. Практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела.»

Асана представляет собой первую часть хатха-йоги. В раджа-йоге асаной называется сидячая поза, но в хатха-йоге это означает несколько большее. Асана представляет собой специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.

Хатха-йога — это процесс, посредством которого происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт реструктуризации пранических потоков.

Занимающиеся хатха-йогой обнаружили также, что при наращивании контроля над телом посредством асаны приобретается также контроль над умом. Поэтому практика асаны является наиболее важной в хатха-йоге.

Когда вы практикуете асану, развивается устойчивость, стабильность. Прана движется свободно, и существует меньше возможностей для возникновения болезней.

Аналогично тому как стоячая вода является питомником для размножения всяческих микроскопических существ, так и в случае, когда прана застаивается где-нибудь в теле, возникают хорошие условия для размножения бактерий; прана должна двигаться подобно быстро текущей воде.

Когда прана течёт свободно, тело также становится более податливым, более гибким. Жёсткость тела обусловлена блокировками и накоплением токсинов. Когда прана начинает течь по телу, токсины удаляются из системы; тогда вы будете в состоянии сгибать своё тело и расслабленно вытягивать его без необходимости выполнять энергичные разогревающие упражнения.

Когда запас праны в теле возрастёт, тело будет двигаться само по себе. Оно самопроизвольно будет выполнять асаны и различные позы, мудры и даже пранаямы.

Вы можете обнаружить, что вы выполняете позы, которые никогда раньше не могли выполнить. Это обуславливается вашим расслабленным состоянием и увеличением частоты вибрирования праны.

Шлока 19. Свастикасана – благоприятная поза

«Поместив обе ступни на внутренние стороны бёдер, сиди в равновесии с прямым телом. Эта поза – свастика.»

Хотя это устойчивая сидячая поза, в ней задействовано все тело. Прана шакти направляется особым образом, пригодным для медитации. Стимулируются энергетические каналы на внешних сторонах ног.

Точные точки стимуляции могут быть обнаружены путём надавливаний вдоль акупунктурных меридианов. Когда вы найдёте особенно нежную и чувствительную точку, то она и будет энергетическим центром.

Эти каналы несут энергию к различным центрам позвоночного столба, а оттуда энергия распределяется по всему телу. Когда вы сидите в любой конкретной медитативной позе, вы стимулируете основные каналы (нади).

Целью является активирование сушумны, поэтому тело должно быть выровненным и в равновесном состоянии, чтобы не было никаких блокировок для потока праны.


Шлока 20. Гомукхасана – поза коровьей морды

«Расположи правую лодыжку рядом с левой ягодицей, а левую (лодыжку) — рядом с правой (ягодицей). Это гомукхасана, она напоминает морду коровы.»

Гомукхасана тонизирует мышцы и нервы в области плеч и сердца. Каналы ног стиснуты, оказывается воздействие на каналы, соединяющиеся с органами воспроизведения и железами внутренней секреции, которые таким образом регулируются.

На праническом уровне гомукхасана воздействует на ваджра нади и препятствует тому, чтобы прана текла в обратном направлении. Вместо этого прана направляется в муладхара чакру и накапливается в ней.

Поскольку пальцы рук сплетены, прана не может также вытекать через руки. Гомукхасана создаёт полную энергетическую цепь в области спины. Положение рук на самом деле очень важно в этой позе — именно то, что они образуют контур в виде восьмёрки или знака бесконечности.

Этим достигается полное равновесие в пране — между высшими и низшими силами и между её положительным и отрицательным аспектами.


Шлока 21. Вирасана – поза героя

«Помести одну ступню около (противоположного) бедра, а другую (ступню) под (то же самое) бедро. Это вирасана.»

Вирасана стабилизирует поток энергии к органам воспроизведения и даёт возможность управлять сексуальной энергией. Она увеличивает силу воли и укрепляет тело.

Как и в других сидячих позах, в ней стимулируются специальные каналы в ногах, которые соединены с половыми железами и половыми органами и связаны с мозговыми центрами.


Шлока 22. Курмасана – поза черепахи

«Плотно прижми к анусу лодыжки ног, направленные в противоположные стороны, и сиди в равновесии. Йоги называют это курмасаной. »

Техника 1. Сначала сядьте в ваджрасану — колени вместе, ступни под ягодицами. Затем поместите ступни таким образом, чтобы пятки прижимались к анусу, а большие пальцы ног указывали наружу.

Вес приходится на пятки и на боковые стороны ступней. В этом случае тело должно быть хорошо сбалансированным, прямым и расслабленным. Если это требует от вас чрезмерных усилий, пятки можно несколько раздвинуть.

Эта асана очень хороша для выпрямления искривлённой спины. Пятки сильно прижимают анус к ваджра нади, что предотвращает утечку энергии. Эта асана, таким образом, полезна и для безбрачных, и для семейных.

Она направляет сексуальную энергию к высшим центрам тела и регулирует работу половых желез, органов воспроизведения и органов выделения.

Важные нади на сторонах ступней, которые соединены с почками и другими внутренними органами, сдавливаются и тем самым получают мягкую стимуляцию. Люди, которые страдают от недостатка энергии, от половых болезней, от болезней моче выводящего тракта и т.п., могут практиковать курмасану для избавления от этих проблем.

Однако, пока они не будут иметь податливые ступни, они не смогут сидеть на них комфортно.

Техника 2. Сядьте на землю и максимально разведите вытянутые ноги в стороны. Выдохните, наклонитесь вперёд, согните колени и просуньте руки под коленями, поместив тыльные стороны ладоней позади ягодиц. Подведите лоб к земле. В этой конечной позиции дышите нормально. Э

та асана чрезвычайно полезна для тех, кто имеет смещённые позвоночные диски. Она также стимулирует почки и пищеварительный тракт. Поток крови направляется к позвоночнику, к мышцам спины, к шее и голове.


Шлока 23. Куккутасана – поза петуха

«Приняв падмасану, вставь руки между бёдрами и коленями, прочно размести ладони на земле и подними тело в воздух. Это куккутасана.»

Техника. Сядьте в падмасану. Вставьте правую руку между мышцей правого бедра и правой икроножной мышцей, а левую — между мышцей левого бедра и левой икроножной мышцей. Плотно прижмите ладони к земле пальцами вперёд. Уравновесьте вес тела на руках и оторвите тело от земли.

Руки и кисти должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать тело на весу. Поднимая тело, медленно вдыхайте.

Считается, что эта асана полезна во время процесса пробуждения кундалини. Она укрепляет мышцы рук и плеч и даёт ощущение левитации. Обычно вес тела приходится на ноги и ступни, но в этой асане все меняется, поэтому энергия тела течёт в другом направлении.


Шлока 24. Уттанкурмасана – растягивающая поза черепахи

«Сидя в куккутасане, соедини обе кисти на уровне плеч и ляг плоско на спину подобно черепахе. Это уттанкурмасана.»

Уттанкурмасана тонизирует нервную систему и вызывает релаксацию, если вам достаточно комфортабельно в конечной позиции.

Она особенно рекомендуется для тех людей, которые страдают от нервных расстройств, и для тех, кто легко раздражается, поскольку она регулирует работу надпочечников. Уттанкурмасана стимулирует также пищеварительную систему и аппетит.


Шлока 25. Дханурасана – поза лука

«Удерживая большие пальцы ног кистями, тяни их к ушам, как бы сгибая лук. Это дханурасана.»

Дханурасана очень важна для стимулирования солнечного сплетения. Она стимулирует также органы пищеварения, выделения и воспроизведения. Она массирует печень и поджелудочную железу и является, таким образом, йогическим средством воздействия на диабет.

Она стимулирует почки и тонизирует весь пищеварительный тракт. Если вы лежите на диафрагме с вытянутыми назад руками, то вы нежно массируете сердце, а поскольку грудная клетка в данной позе полностью расширена, дханурасана полезна также для лечения различных заболеваний грудной клетки.

Она стимулирует и регулирует работу эндокринных желез, особенно щитовидной железы и надпочечников, а также вызывает производство кортизона.

Прогибание в спине тренирует позвоночный столб, выпрямляя сутулые спину и плечи. Она рекомендуется также для лечения некоторых видов ревматизма. Дханурасана помогает отрегулировать менструальный цикл, а также излечивает женское бесплодие, если только оно не вызвано деформацией самих органов воспроизведения.


Шлока 26. Матсиендрасана – поза скручивания спины

«Помести правую ступню у основания левого бедра, левую ступню — рядом с правым коленом. Возьмись правой рукой за левую ступню, а левую руку проведи вдоль талии назад. Поверни все тело влево. Эта асана описана Шри Матсиендранатхом.»

«Практикование этой асаны (матсиендрасаны) увеличивает пищеварительный огонь до такой невероятной силы, что он является средством удаления болезней и поэтому средством пробуждения кундалини и приведения равновесия в бинду.»

Матсиендрасана помогает направлять прану в конкретном направлении, что способствует пробуждению дремлющих энергетических центров. Она особенно стимулирует пупочный центр, или манипура чакру. В обычных условиях темп пранических вибраций является низким. Выполнение асан, которые направляют прану к пупочному центру, очень важно для пробуждения кундалини.

Пупочный центр ответственен за поддержание тела. Когда его активность недостаточна или чрезмерна, функции тела не гармонизированы, а когда в нём застой энергии, в других частях тела развиваются болезни.

Если возможности манипуры систематически возрастают, то это не только устраняет дисбалансы и болезни, но и может пробудить дремлющие потенциальные возможности сушумна нади (канала сушумна).


Шлока 28. Пасчимоттанасана – поза растяжения спины

«Вытяни ноги (впереди себя) на земле, как палки; согнись вперёд, ухвати большие пальцы ног обеими руками и положи голову на колени. Это пасчимоттанасана.»

«Пасчимоттанасана является одной из лучших среди асан. Под воздействием этой асаны пранический поток поднимается по сушумне, пищеварительный огонь возрастает, живот становится плоским, а практикующий освобождается от болезней.»

Пасчимоттанасана активирует манипура чакру и даёт возможность пране течь через сушумну, которая, в свою очередь, укрепляет органы пищеварения и пищеварительный тракт. Конечно, это не происходит после одного или двух упражнений; практика должна быть регулярной и ежедневной.

Пасчимоттанасана вытягивает весь позвоночный столб и центральную нервную систему, через которые проходит сушумна, давая таким образом возможность нервным и праническим импульсам проходить непосредственно вверх, к высшим центрам. За счёт расслабленного растяжения без напряжения тонизируются мышцы спины, плеч, предплечий и ног.

Массируются внутренние органы, в частности поджелудочная железа, селезёнка, почки, печень, органы воспроизведения и надпочечники, а так же мышцы живота. Таким образом, эта асана полезна в йогическом комплексе наведения порядка в пищеварительном тракте, особенно при борьбе с диабетами, запорами, вздутиями живота и потерями аппетита.

Тонизируются органы воспроизведения, облегчаются расстройства половых органов. Женщины могут использовать эту асану для регулирования менструального цикла. Пасчимоттанасана, особенно её динамичная форма, позволяет удалить избыточные отложения жира на животе и бёдрах.

Когда тело и ум сильно напряжены, пасчимоттанасана позволяет снять это напряжение за счёт регулирования работы надпочечников и всей системы. Она на самом деле многими способами воздействует на здоровье и гармонию в жизни человека.


Шлока 30. Маюрасана – поза павлина

«Ляг на живот, положив обе ладони на землю (под телом) и локти по бокам от области пупка. Высоко подними тело, удерживая его как палку. Йоги называют эту позу позой павлина.»

Маюрасана не должна практиковаться в начале практикования асан. Делайте её после выполнения других асан или поз.  

«Маюрасана быстро устраняет все болезни и расстройства брюшной полости, а также недомогания, возникающие из разбалансирования слизи, желчи и ветра, способствует перевариванию нездоровой или обильной пищи, воспламеняет пищеварительный огонь и даже в состоянии разрушить калакуту (смертельный яд).»

Практика маюрасаны усиливает пищеварение и удаление токсинов, так что ядовитые вещества не циркулируют по телу и не накапливаются. Маюрасана очищает кровь, облегчает запоры, метеоризм, несварение желудка, диспепсии и хронические гастриты. Она стимулирует печень, почки и желчный пузырь.

Больные диабетом, способные выполнять эту асану, быстро улучшают своё состояние. При выполнении маюрасаны массируется сердце, улучшается кровообращение и стимулируется обмен веществ. Регулируется работа эндокринных желез и гармонизируются их выделения.

Усиливаются мышцы спины и позвоночника и фактически мышцы всего тела. Маюрасана укрепляет все системы тела человека.


Шлока 32. Шавасана – поза трупа и её польза

«Ляг плоско на землю лицом вверх, подобно трупу. Это шавасана. Она удаляет усталость и даёт возможность уму (и всему телу) расслабиться.»

Шавасана является очень простой практикой, но для большинства людей почти невозможно полностью расслабить своё тело. Есть тенденция сохранять напряжённость некоторых его частей.

Должно быть расслаблено все тело, тогда и дыхание будет одновременно замедляться. Старайтесь игнорировать умственную болтовню и концентрируйтесь только на дыхании и на теле.

Эта практика полезна для развития осознавания тела и прать-яхары. Когда тело полностью расслаблено, развивается осознавание ума. Это воздействует на физическую и психическую структуры мозга.

Эта практика очень полезна при использовании йогических методов для лечения высокого кровяного давления, язв пищеварительного тракта, повышенной тревожности, истерий, рака и всех психосоматических заболеваний и неврозов.

Шавасана действительно полезна при любых обстоятельствах, даже при совершенном здоровье, поскольку она выводит на поверхность впечатления, похороненные в глубинах подсознательного ума.

Ум, который работает во время бодрствования сознания, расслабляется и снижает интенсивность работы. Поэтому необходимо практиковать шавасану для развития дхараны и дхьяны. Хотя это и статическая поза, она оживляет всю систему.


Шлока 35. Сиддхасана – поза совершенства

«Прижми пятку одной ноги к промежности, а ступню другой ноги помести выше гениталий. Сделав это, опусти подбородок к груди. Оставаясь спокойным и уравновешенным и, контролируя органы чувств, пристально и неотрывно всматривайся в точку между бровями. Это взламывает дверь к освобождению. Это называется сиддхасаной.»

Сиддхасана очень важна для стимулирования аджна чакры и для управления нервными и праническими импульсами от муладхара чакры и свадхистхана чакры. Когда пробуждена аджна, человеком переживается царство чистого сознания. Она находится вне пределов воздействия пракрити, или природы, и является, таким образом, дверью к освобождению.

Сиддхасана является чисто медитативной позой. Она предназначена для создания канала прохождения праны, или жизненной энергии, к аджна чакре. Шамбхави мудра стимулирует аджна чакру так, чтобы могли быть получены пранические импульсы, идущие от нижних энергетических центров.

Когда подбородок прижат к груди, автоматически выполняется упрощённая форма джа-ландхары и уджайи пранаямы. Это регулирует темп сердцебиения, кровяное давление и структуру волн мозга.

Когда вы первоначально начинаете практиковать медитацию, могут быть использованы другие позы, но на последней стадии, когда внешнее сознание затухает, а внутреннее начинает разрастаться, сиддхасана является наилучшей позой, поскольку даёт вам возможность справиться с изменениями, которые происходят в теле во время глубокой медитации.

Когда флуктуации ума затухают, внутреннее сознание расцветает и внешнее сознание устраняется, метаболизм тела меняется. Волны мозга, внутренняя температура тела и сопротивление кожи в существенной степени изменяются, и если не быть осторожным, это может нанести большой ущерб сознанию.

Сиддхасана предотвращает наступление нервной депрессии во время медитации, потому что она не даёт кровяному давлению опуститься слишком низко, регулирует производство мужского полового гормона тестостерона и позволяет сохранить внутреннюю температуру тела.

Она стабилизирует два нижних психических центра — муладхара чакру и свадхистхана чакру, перенаправляя прану вверх к более высоким центрам. Блокировка энергии в пределах этих двух энергетических центров ответственна за многие проблемы со здоровьем; она также представляет собой барьер, который нужно преодолеть в духовной жизни.

Муладхара является коренным центром, в котором в дремлющем и спящем состоянии находится бесконечный источник пранической энергии; свадхистхана, в свою очередь, является центром, ответственным за сексуальный и эмоциональный метаболизм, в котором наиболее естественно может проявиться наша психическая энергия.

Когда наша эмоциональная жизнь не простирается за пределы этого плана, кровяное давление и функция сердца остаются нестабильными, и наши роль и цель в этой жизни остаются плохо определёнными и неясными. На праническом уровне сиддхасана уравновешивает чередующиеся потоки в каналах ида и пингала, активизируя тем самым сушумну.


Шлока 44-47. Падмасана – поза лотоса

« (44) Положи правую ступню на левое бедро и левую ступню на правое бедро; скрести руки за спиной и прочно ухватись за большие пальцы ног. Прижми подбородок к груди и смотри на кончик носа. Эта поза называется падмасаной, разрушителем болезней йога. (45) Положи ступни на бедра подошвами вверх, а кисти ладонями вверх — в середине паха.

(46) Пристально смотри на кончик носа, удерживая язык прижатым к основанию верхних зубов, а подбородок — к груди; медленно поднимай прану вверх. (47) Это называется падмасаной, разрушителем всех болезней. Обычные люди не могут достичь этой позы, могут только несколько мудрых на этой земле.»

Специфическим свойством падмасаны является уравновешивание праны, а сиддхасана поддерживает правильное кровяное давление и уравновешивает праническую И ментальную силы.

Падмасана является «разрушителем болезней». Её практика приводит к изменениям характера метаболизма и структуры работы мозга, что помогает установить равновесие во всей системе.

Так же, как и сиддхасана, падмасана сжимает и стимулирует акупунктурные меридианы желудка, желчного пузыря, селезёнки, почек и печени. Для хорошего здоровья существенным является совершенное функционирование этих органов. Падмасана тонизирует нервные окончания в области крестца и копчика, снабжая их увеличенными потоками крови.

Поток крови к ногам уменьшается и перенаправляется в брюшную область. Это полезно для людей с эмоциональными и нервными расстройствами. Однако люди с ишиасом или с инфекцией крестцовой области не должны выполнять падмасану, пока не устранят эти проблемы.

Пранаяма

Все в этой Вселенной является проявлением праны. В йогической терминологии это означает, что все, что существует в проявленном виде, — это «грубая форма» (стхула рупа) тонкой космической энергии – праны.

Пранаяма практикуется для того, чтобы понять пранические процессы в теле и научиться управлять ими. Дыхание — это прямой способ поглощения праны, а тот способ, посредством которого мы дышим, устанавливает определённые пранические вибрации, которые влияют на все наше существование.

Когда прана движется, читта (ментальная сила) движется. Когда прана находится без движения, читта тоже находится без движения. Этим (неподвижностью праны) йог достигает неподвижности ума, поэтому ему следует сдерживать вайю (воздух).
Пока вайю (воздух и прана) остаются в теле, это называется жизнью. Смерть наступает тогда, когда они покидают тело. Поэтому сохраняй вайю.
Жизненный воздух не проходит в средний канал, поскольку нади полны загрязнений. Как же тогда может возникнуть состояние унмани (Состояние не-ума) и как может прийти совершенство, или сиддхи?
Когда все нади и чакры, заполненные загрязнениями, очищаются, тогда йог в состоянии сохранять прану.
Поэтому пранаяму следует выполнять ежедневно в саттвическом состоянии ума, чтобы загрязнения выводились из сушумна нади и имело место очищение.
Сидя в баддха падмасане, йог должен вдыхать через левую ноздрю, задерживать дыхание, сколько сможет, а затем выдыхать через правую ноздрю. Затем, вдыхая через правую ноздрю, он постепенно наполняет брюшную полость, выполняет кумбхаку, как и ранее, а затем полностью выдыхает через левую ноздрю.
Вдыхай через ту же ноздрю, через которую делался выдох, максимально задержи дыхание и выдохни через другую ноздрю медленно и без усилий.
Когда прана вдыхается через левую ноздрю, она должна выдыхаться через другую ноздрю. Когда она вдыхается через правую ноздрю, задержите её внутри, а затем выдохните через другую ноздрю. Тот, кто дышит таким образом через правую и левую ноздри поочерёдно, очищает все свои нади в течение трёх месяцев.
Задержку следует практиковать четыре раза в день: рано утром, днем, вечером и в полночь, так чтобы число задержек постепенно дошло до восьмидесяти (за одно занятие).
Сначала появляется испарина, на средней стадии дрожь, на наивысшей стадии абсолютная неподвижность тела и остановка дыхания.
Вотрите выступивший пот в тело (выступивший при занятии пранаямой). От этого оно приобретёт упругость и уравновешенность.
На начальной стадии практики рекомендуется пища, состоящая из молока и топлёного масла. При установившейся практике в этих ограничениях нет необходимости.
Контроль над праной достигается в результате постепенной практики — подобно тому, как вы добиваетесь послушания львов, слонов и тигров. В противном случае практикующий разрушается. 
При правильной практике пранаямы все болезни искореняются. При неправильной практике могут возникнуть любые болезни.
Икота, астма, кашель, головная боль, боль в ушах, резь в глазах и другие болезни обусловлены беспорядочностью протекания жизненных потоков.
Чтобы были достигнуты совершенства, или сиддхи, необходимо искусно вдыхать, выдыхать и задерживать вайю.
Внешние признаки показывают, когда нади прочищены. Успех является определённым, когда тело становится худощавым и излучающим энергию. 
Когда практикующий способен удерживать вайю по своему желанию, пищеварительные способности возрастают. Когда нади прочищены, пробуждается внутренний звук, или нада, и человек свободен от болезней. 

Прототип (Первообраз) Символики

Магия Жестов и Ритуалов
Асаны
Мудры

Заключение

Содержание
wp